Основной целью внутреннего контроля в Группе компаний Россети является обеспечение разумных гарантий достижения Компанией и дочерними и зависимыми обществами ОАО «Россети» целей по следующим направлениям:
- эффективность, экономичность и результативность организации деятельности Общества и его дочерних зависимых обществ;
- соблюдение требований законодательства, применимых к деятельности Общества и его ДЗО, а также требований внутренних документов Общества и ДЗО;
- предотвращение неправомерных действий работников Общества, его ДЗО и третьих лиц в отношении активов Общества и его ДЗО;
- достоверность, полнота и своевременность подготовки всех видов отчетности.
- Эффективность системы внутреннего контроля обеспечивается взаимосвязью следующих составляющих процессов управления:
- организация эффективного внутреннего контроля бизнес-процессов;
- управление рисками;
- внутренний аудит и независимая оценка;
- ревизионный контроль.
Ключевые внутренние и нормативные документы Общества в области внутреннего контроля
- Стратегия развития и совершенствования системы внутреннего контроля ОАО «Россети» и дочерних и зависимых обществ ОАО «Россети», утвержденная решением Совета директоров ОАО «Россети» 10.02.2014
- Политика внутреннего контроля ОАО «Россети», утвержденная решением Совета директоров ОАО «Россети» 28.04.2014
- Политика управления рисками ОАО «Россети», утвержденная решением Совета директоров ОАО «Россети» 28.04.2014
- Политика внутреннего аудита ОАО «Россети», утвержденная решением Совета директоров ОАО «Россети» 28.04.2014
Нормативные документы ОАО «Россети» в области внутреннего контроля размещены на сайте http://www.rosseti.ru/investors/info/charter_and_internal_documents/
Внутренний контроль и аудит
Участники системы внутреннего контроля, их полномочия и ответственность
В Группе компаний Россети реализовано единое организационное построение системы внутреннего контроля.
Ревизионная комиссия
К компетенции Ревизионной комиссии Общества и ревизионных комиссий ДЗО относится:
- осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества и ДЗО;
- обеспечение наблюдения за соответствием совершаемых Обществом и ДЗО финансово-хозяйственных операций законодательству РФ и Уставу Общества и ДЗО;
- осуществление независимой оценки информации о финансовом состоянии Общества и ДЗО;
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах Общества и ДЗО.
Совет директоров
К компетенции Совета директоров Общества в рамках системы внутреннего контроля относится обеспечение создания, контроль функционирования и определение общей стратегии развития системы внутреннего контроля в Обществе. Аналогичные функции выполняют Советы директоров ДЗО ОАО «Россети» на основании принятых в 2014 году политик внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками, соответствующих Типовой политике внутреннего контроля, Типовой политике внутреннего аудита и Типовой политике управления рисками, утвержденных в ОАО «Россети» 06.06.2014.
Комитет по аудиту
Комитет по аудиту при Совете директоров Общества в рамках системы внутреннего контроля:
- обеспечивает процесс отбора внешнего аудитора;
- осуществляет мониторинг подготовки и предварительное рассмотрение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- оценивает заключение внешнего аудитора;
- рассматривает политику в области внутреннего аудита;
- осуществляет функциональное руководство внутренним аудитом;
- рассматривает отчет о ключевых рисках;
- осуществляет предварительное одобрение внутренних документов, определяющих принципы и подходы к организации системы внутреннего контроля и управления рисками;
- оценивает эффективность системы внутреннего контроля, подготавливает предложения по ее совершенствованию.
Комитеты по аудиту Советов директоров ДЗО ОАО «Россети» в рамках системы внутреннего контроля осуществляют функции, указанные выше.
Правление
Правление ДЗО осуществляет рассмотрение и анализ отчетов о состоянии системы внутреннего контроля и управления рисками по ДЗО, а Правление ОАО «Россети» - в целом по Группе компаний Россети.
Генеральный директор
Генеральный директор Общества и единоличные исполнительные органы ДЗО в рамках системы внутреннего контроля:
- обеспечивают создание и функционирование в Обществе и ДЗО эффективной и надежной системы внутреннего контроля и управления рисками;
- формируют предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля Общества и ДЗО.
Единообразие подходов к построению системы внутреннего контроля и управления рисками в Группе компаний Россети и повышение эффективности контроля за деятельностью ДЗО обеспечивается за счет участия представителей ОАО «Россети» в работе Советов директоров ДЗО и комитетов по аудиту Советов директоров ДЗО Общества.
Руководители по направлениям и руководители структурных подразделений
Руководители по направлениям и руководители структурных подразделений Общества и ДЗО в рамках системы внутреннего контроля:
- несут ответственность за эффективность достижения операционных целей курируемых процессов;
- проводят оценку курируемых процессов (направлений деятельности) на предмет необходимости их оптимизации для повышения эффективности;
- управляют рисками курируемых процессов;
- обеспечивают устранение выявленных недостатков контрольных процедур и контрольной среды процессов.
Работники структурных подразделений
Работники структурных подразделений Общества и ДЗО, выполняющие контрольные процедуры в силу своих должностных обязанностей:
- исполняют контрольные процедуры в соответствии с должностными инструкциями и установленными регламентирующими документами;
- осуществляют мониторинг выполнения контрольных процедур;
- осуществляют самооценку эффективности исполняемых контрольных процедур и участвуют в совершенствовании системы внутреннего контроля;
- обеспечивают своевременное информирование непосредственных руководителей о необходимости изменения дизайна контрольных процедур/мероприятий по управлению рисками в связи с изменением внутренних и/или внешних условий функционирования Общества и ДЗО.
Подразделение внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками
Подразделением, отвечающим за методологическое сопровождение построения системы внутреннего контроля и управления рисками в Группе компаний Россети и реализацию функции внутреннего аудита в Обществе, в 2014 году являлся Департамент внутреннего аудита и контроля ОАО «Россети».
В части превентивного и текущего контроля указанное подразделение осуществляло:
- разработку и обеспечение внедрения основных и методологических документов по построению и совершенствованию системы внутреннего контроля, управления рисками и внутреннего аудита;
- содействие менеджменту в построении контрольной среды;
- координацию деятельности по поддержанию и мониторингу целевого состояния системы внутреннего контроля и управления рисками;
- проведение дополнительных процедур текущего контроля в ключевых и высокорисковых бизнес-процессах;
В части последующего контроля Департамент внутреннего аудита и контроля ОАО «Россети» совместно с подразделениями, выполняющими функцию внутреннего аудита в ДЗО:
- проводил внутренние аудиты структурных подразделений, филиалов, бизнес-процессов, проектов и направлений деятельности;
- оценивал надежность и эффективность функционирования системы внутреннего контроля и управления рисками;
- вырабатывал рекомендации по повышению эффективности деятельности, совершенствованию корпоративного управления, эффективности внутренних контролей и процессов управления рисками.
В 2014 году численность работников подразделений, выполняющих функции внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в ОАО «Россети» и дочерних и зависимых обществах ОАО «Россети» (всего 18 организаций) составляла 168 человек
Основные результаты контрольных мероприятий в 2014 году
Подразделениями, выполняющими функции внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками проведено 563 контрольных мероприятия, в том числе 107 ревизионных проверок ДЗО и ВЗО (проверками было охвачено 104 организации Группы компаний Россети).
Контроль выполнения корректирующих мероприятий
2 286 корректирующих мероприятий предписано к исполнению по итогам внутренних проверок, включая ревизионные проверки, организациям Группы компаний Россети в 2014 году
Из 1 897 мероприятий, срок исполнения которых наступил в отчетном году, исполнено 1 701 корректирующее мероприятие.
В начале 2014 года Советом директоров ОАО «Россети» утверждена Стратегия развития и совершенствования системы внутреннего контроля ОАО «Россети» и дочерних и зависимых обществ ОАО «Россети». Во исполнение Стратегии в Обществе разработан и реализуется комплекс мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию СВКиУР ОАО «Россети» и его ДЗО с достижением максимального уровня развития (зрелости) к 2018 году.
Перечень ключевых мер, направленных на совершенствование Системы внутреннего контроля и управления рисками в 2015 году:
- организация реализации в ДЗО проекта совершенствования СВК в процессах (направлениях деятельности), оказывающих влияние на формирование показателей бухгалтерской отчетности ДЗО ОАО «Россети»;
- развитие и совершенствование нормативной базы по управлению рисками в Группе компаний Россети;
- интеграция информации о рисках в систему бизнес-планирования Группы компаний Россети;
- выделение функции внутреннего аудита в отдельное направление;
- развитие и совершенствование нормативной базы деятельности внутреннего аудита;
- внедрение автоматизированной системы деятельности внутреннего аудита;
- создание в системе внутреннего контроля постоянно действующего коллегиального рабочего органа ОАО «Россети» – Комиссии внутреннего контроля ОАО «Россети» (КВК), c целью повышения эффективности принимаемых менеджментом решений и мер по устранению выявленных недостатков и нарушений и обеспечения объективности рассмотрения результатов контрольных мероприятий и принимаемых по ним мер административного реагирования;
- создание на интернет-портале Общества единого информационного пространства, в т.ч. базы знаний, содержащей внутренние нормативные документы и другую ключевую информацию;
- разработка/актуализация типовых документов в сфере найма, оценки, ротации, продвижения, мотивации и предоставления компенсаций работникам, организация их внедрения в ДЗО и др.
Реализация функции внутреннего аудита в Компании
В целях реализации функции внутреннего аудита в Обществе после отчетной даты (19.01.2015) создано отдельное структурное подразделение Общества – Дирекция внутреннего аудита. Данное подразделение функционально подчинено Совету директоров ОАО «Россети», административно – единоличному исполнительному органу Общества.
Основными внутренними документами, регламентирующими деятельность внутреннего аудита в Обществе, являются Политика внутреннего аудита (утверждена Советом директоров ОАО «Россети», протокол от 28.04.2014 № 151) и Положение о Дирекции внутреннего аудита.
Политика базируется на лучших практиках и опыте передовых мировых и российских компаний и разработана в соответствии с подходами Института внутренних аудиторов, являющегося партнером Institute of Internal Auditors – международной профессиональной ассоциации, призванной развивать профессию внутреннего аудитора и поддерживать внутренних аудиторов во всем мире.
Политика внутреннего аудита определяет цели, задачи, принципы и основные функции внутреннего аудита. Основной целью внутреннего аудита определено содействие Совету директоров и исполнительным органам в повышении эффективности управления Компанией, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления, как инструментов обеспечения разумной уверенности в достижении поставленных перед Компанией целей.
Основными задачами подразделения внутреннего аудита являются:
- проведение внутренних аудитов;
- оценка эффективности системы внутреннего контроля, системы управления рисками и корпоративного управления в Обществе и ДЗО;
- осуществление взаимодействия с Ревизионной комиссией Общества;
- организация взаимодействия с внешним аудитором Общества;
- осуществление взаимодействия с Комитетом по аудиту при Совете директоров Общества и Советом директоров Общества.
В соответствии с Политикой внутреннего аудита руководитель подразделения внутреннего аудита обеспечивает надлежащее качество работы подразделения и реализации функции внутреннего аудита, а также осуществляет мониторинг общей эффективности мероприятий по обеспечению качества работы внутреннего аудита. Указанный процесс предусматривает проведение регулярного самостоятельного контроля и внешнюю оценку качества реализации функции внутреннего аудита, которая должна проводиться не реже одного раза в пять лет.
Управление рисками
В Группе компаний Россети действует система управления рисками, целью которой является обеспечение устойчивого непрерывного функционирования и развития Общества путем своевременной идентификации, оценки и эффективного управления рисками, представляющими угрозу эффективному осуществлению хозяйственной деятельности и репутации Общества, здоровью работников, окружающей среде, а также имущественным интересам акционеров и инвесторов.
Ключевые внутренние нормативные документы, регламентирующие систему управления рисками ОАО «Россети»
- Политика управления рисками ОАО «Россети»
- Методические рекомендации по управлению рисками
Подробная информация о политике управления рисками размещена на сайте http://www.rosseti.ru/media/zakupki/policy_risk_21.05.2014.pdf
Политикой управления рисками, утвержденной решением Совета директоров Общества (протокол от 28.04.2014 № 151), определены следующие принципы функционирования системы управления рисками:
- системный подход;
- поддержка топ-менеджментом развития культуры управления рисками;
- интегрированность в стратегическое и оперативное управление;
- разделение уровней принятия решений;
- ответственность за управление рисками;
- единый информационный канал;
- рациональность.
Основные риски Общества и ДЗО
На результаты деятельности Группы компаний Россети оказывает влияние ряд рисков, возможности по управлению которыми у Общества ограничены. Несмотря на то что многие из них являются макроэкономическими и воздействуют на экономику РФ в целом, отдельные направления деятельности Общества могут быть особенно «чувствительны» к определенным рискам. Наиболее существенными рисками являются:
- отраслевые;
- страновые и региональные;
- финансовые;
- правовые;
- связанные с деятельностью Общества.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку существует также ряд рисков, которые в настоящий момент являются несущественными, но могут впоследствии оказать неблагоприятное влияние на деятельность Общества, что соответственно отразится на его прибыли, активах, капитале, ликвидности и платежеспособности.
С учетом сведений о рисках, представленных в составе годовых отчетов ДЗО ОАО «Россети» за 2014 год, сформирована сводная информация о рисках Группы компаний Россети.
Для каждого риска определены уровень значимости (умеренный, значимый, критический) и динамика.
Уровень значимости |
Динамика |
||
Критический |
|
Без изменений или динамика незначительная |
|
Значимый |
|
Увеличение значимости |
↑ |
Умеренный |
|
Уменьшение значимости |
↓ |
Риски |
Описание |
Оценка |
Меры по минимизации |
ОТРАСЛЕВЫЕ РИСКИ |
|||
Риски тарифного регулирования |
Связаны с ограничением роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии со стороны органов тарифного регулирования, принятием к учету не в полном объеме затрат сетевых компаний при формировании необходимой валовой выручки |
↑ |
Сбалансированная политика по повышению эффективности инвестиционной и операционной деятельности, направленная на сокращение расходов и оптимальное планирование структуры источников финансирования деятельности. |
Риск образования выпадающих доходов |
Связан с расторжением в большинстве субъектов РФ с 1 января 2014 года договоров аренды объектов «последней мили», а также фиксацией величины перекрестного субсидирования на уровне 2013 года |
|
Выработка согласованных с федеральными органами исполнительной власти механизмов компенсации выпадающих доходов от ликвидации перекрестного субсидирования, в том числе путем привлечения субсидий из федерального бюджета |
Риски, связанные с деятельностью по технологическому присоединению (ТП) |
Связаны со снижением объема присоединяемой мощности в заявках на ТП, дефицитом источников финансирования мероприятий по договорам ТП, нарушением сроков оказания услуг по ТП, а также невыполнением заявителями своих обязательств в части услуг по ТП |
↓ |
Мониторинг динамики объема максимальной мощности по заявкам на ТП, формирование ДЗО ОАО «Россети» корректного объема обязательств по договорам об осуществлении ТП, разработка проектной документации по объему обязательств по договорам ТП, предоставление в органы регулирования дополнительных обосновывающих материалов, подтверждающие экономическую обоснованность уровня ставок платы за ТП, совершенствование бизнес-процесса «Реализация услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям» с применением информационных технологий и типовых решений, разъяснительная работа процесса оказания услуг по ТП среди потребителей |
Риск снижения объема передачи электрической энергии |
Связан с общим снижением объемов спроса на электроэнергию и мощность со стороны крупных потребителей вследствие снижения объемов промышленного производства, оптимизации потребителями схем внешнего электроснабжения, развития ими собственных генерирующих объектов, снижения платежеспособности |
↑ |
Меры по повышению достоверности прогнозирования объема услуг по передаче электрической энергии, используемого для целей ценообразования и бизнес-планирования, участие в разработке законодательных мер, направленных на снижение количества сетевых организаций и, как следствие, оптимизации затрат потребителей на передачу электрической энергии, подготовка предложений по совершенствованию законодательства в части изменения порядка определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии |
Риск роста затрат на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь э/энергии |
Связан с изменением объемов потерь в сетях, а также колебаниями цен на оптовом рынке электроэнергии |
↓ |
Выполнение Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в части снижения потерь электроэнергии |
Риски роста просроченной и безнадежной дебиторской задолженности за оказанные услуги по передаче электроэнергии |
Обусловлены разногласиями между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, что влечет за собой возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии |
↑ |
Реализация Программы по повышению эффективности работы в области снижения дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии, в том числе подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства в части повышения платежной дисциплины, участие в работе региональных комиссий по мониторингу расчетов за электроэнергию |
Риски, связанные с принятием и последующей передачей статуса гарантирующего поставщика электроэнергии |
Сохраняется риск лишения отдельных энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика электроэнергии (ГП) и передачи соответствующих полномочий и обязанностей ДЗО Общества. Выполнение функций ГП, а также их последующая передача компаниям-победителям конкурсов, проведенных Минэнерго России, сопряжены с рядом финансовых и организационных рисков |
↓ |
Взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, СМИ, инфраструктурными организациями оптового рынка электроэнергии, правоохранительными органами, с организациями, лишенными статуса ГП, по вопросам исполнения функций ГП и урегулирования задолженности. Продвижение инициатив по оптимизации процедуры смены гарантирующего поставщика, наращиванию компетенций ДЗО ОАО «Россети» в области взыскания проблемной дебиторской задолженности и эффективному участию в процедурах банкротства должников и т.п. |
РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПАНИИ |
|||
Операционно-технологический риск деятельности ДЗО |
Системные нарушения работоспособности и эффективности функционирования оборудования электросетевого распределительного комплекса и сбои в энергоснабжении потребителей ДЗО под воздействием внешних и внутренних факторов |
↑ |
Меры по повышению надежности энергоснабжения потребителей и предупреждению рисков технологических нарушений, в частности: − реконструкция объектов электросетевого хозяйства; − модернизация электросетевых активов; − расчистка и расширение трасс ВЛ 0,4 кВ и выше; − расширение парка резервных источников питания электроэнергией, авто- и спецтехники для проведения аварийно-восстановительных работ; − совершенствование систем информационного обмена, анализа технологических нарушений, прогнозирования их последствий, включая внедрение автоматизированной системы управления распределенными ресурсами при проведении аварийно-восстановительных работ; − совершенствование системы управления аварийным запасом; − увеличение количества мобильных аварийно-восстановительных бригад и качества их укомплектованности; − реализация программ снижения рисков травматизма на объектах электросетевого хозяйства; − обучение, контроль и аттестация персонала, эксплуатирующего технологическое оборудование; − реализация программы страхования; − реализация программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности; − разработка серии Стандартов организации, определяющих единые требования к основным аспектам деятельности ДЗО ОАО «Россети» в области оперативно-технологического и ситуационного управления, и т.п. |
Инвестиционный (проектный) риск деятельности ДЗО |
Риск снижения эффективности и обесценения капитальных вложений при выполнении ДЗО инвестиционных программ, программ |
↑ |
Планирование инвестиционных программ с учетом следующих критериев эффективности: − повышение надежности и доступности сетевой инфраструктуры, снижение износа и модернизация объектов электросетевого хозяйства, − достижение высокой загрузки вводимых мощностей, − оптимизация технических решений, исходя из необходимости исключения применения импортного оборудования и материалов, стоимость которых имеет высокую зависимость от валютных курсов. Меры по повышению качества реализации инвестиционных проектов, в том числе актуализация перечня приоритетных проектов, усиление контроля за строительными подрядными организациями, формирование и анализ оперативной отчетности о ходе реализации проектов |
Правовые риски |
Риски, связанные с изменением законодательства, судебной практики по вопросам деятельности Общества, баланса интересов с другими субъектами электроэнергетики |
|
Участие в нормативно-правовой работе на уровне государственных органов власти, мониторинг изменений законодательства и судебной практики. В 2014 году значимых изменений в указанных сферах не происходило. Общество не участвовало в судебных процессах, которые могли существенно повлиять на его деятельность |
СТРАНОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ |
|||
Риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране и регионах деятельности ДЗО |
Негативные политические и макроэкономические факторы, проявляющиеся на глобальном уровне, в масштабах РФ и отдельных регионов. |
↑ |
Оптимизация доли заимствований в общей структуре капитала, привлечение долгосрочных займов по фиксированным процентным ставкам, повышение эффективности операционных и инвестиционных расходов Общества и ДЗО |
Риски, связанные с географическими особенностями страны и регионов деятельности ДЗО |
Повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью и т.п. |
|
Меры по предупреждению и быстрому устранению последствий чрезвычайных ситуаций |
ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ |
|||
Риски, связанные |
Возможный рост затрат ДЗО вследствие роста курсов иностранной валюты к российскому рублю, в том числе на приобретение иностранного оборудования |
↑ |
Меры по повышению финансовой устойчивости к внешним угрозам. Реализация программы импортозамещения |
Риски, связанные |
Возможный рост затрат ДЗО на обслуживание кредитного портфеля |
↑ |
Мероприятия по минимизации кредитного портфеля, в том числе за счет оптимизации операционных расходов и инвестиционной программы, частичного погашения долга за счет собственных средств |
Риски, связанные |
Удорожание материалов, сырья и услуг в ситуации, когда возможности ДЗО по повышению цен на услуги по передаче электроэнергии ограничены государственным регулированием |
↑ |
Меры по повышению финансовой устойчивости к внешним угрозам |
В 2014 году отмечена реализация указанных выше рисков, за исключением правовых рисков и рисков, связанных с географическими особенностями страны и регионов деятельности ДЗО Общества.
Отчет о результатах оценки эффективности функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля
В соответствии с подходами, изложенными в модели реализации внутреннего контроля, разработанной и усовершенствованной международным Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Тредуэй (COSO ERM 2004 и COSO IC 2013), а также требованиями Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита Института внутренних аудиторов (IIA) лучшей практикой при развитии и совершенствовании систем управления является проведение на постоянной основе оценки их эффективности, в том числе систем управления рисками и внутреннего контроля (далее - СУРиВК).
Основным участником процесса данной оценки является подразделение внутреннего аудита, которое помогает организации в поддержании эффективной системы управления рисками и внутреннего контроля, на постоянной основе проводя внутреннюю оценку ее эффективности и результативности и содействуя постоянному совершенствованию системы.
Внешние оценки должны проводиться как минимум один раз в пять лет квалифицированным и независимым оценщиком или группой оценщиков, не являющихся сотрудниками организации.
Внешняя оценка системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «Россети» была проведена в 2011 году независимым консультантом ООО «РСМ Топ - Аудит». По мнению Консультанта, состояние системы управления рисками и внутреннего контроля в 2011 году можно было охарактеризовать как находящееся на стадии развития:
- шесть компонентов из восьми (внутренняя среда, выявление событий, оценка рисков, средства контроля, информирование и мониторинг) обладали зрелостью между первым и вторым уровнями зрелости (по трехбалльной системе - Стандартизированная, Оптимизированная и Автоматизированная системы);
- два компонента из восьми (постановка целей и реагирование на риски) обладали зрелостью, не достигающей первого уровня зрелости (Стандартизированная система).
С целью развития и совершенствования СУРиВК Советом директоров ОАО «Россети» по инициативе менеджмента Общества была утверждена Стратегия развития и совершенствования системы внутреннего контроля ОАО «Россети» и дочерних и зависимых обществ ОАО «Россети» (Протокол от 10.02.2014 №143, далее - Стратегия).
В соответствии со Стратегией определены шесть уровней развития (зрелости) Системы управления рисками и внутреннего контроля от «нулевого» уровня до «высокого» уровня.
Уровень зрелости |
Характеристики, соответствующие определенному уровню зрелости |
Нулевой (уровень 1) |
|
Базовый (уровень 2) |
|
Удовлетворительный (уровень 3) |
|
Умеренный (уровень 4) |
|
Оптимальный (уровень 5) |
|
Высокий (уровень 6) |
|
В 2014 году ОАО «Россети» были разработаны и утверждены Советом директоров Общества внутренние документы, закрепляющие требования и подходы в области оценки систем внутреннего контроля и управления рисками, а также внутреннего аудита – Политика внутреннего контроля, Политика управления рисками и Политика внутреннего аудита (утверждены решением Совета директоров ОАО «Россети» от 28.04.2014, Протокол № 151).
В соответствии с Политиками в области управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в Обществе предусмотрены ежегодная внутренняя оценка и периодическая внешняя независимая оценка:
- не реже одного раза в три года – системы управления рисками и внутреннего контроля;
- один раз в пять лет – функции внутреннего аудита
Департаментом внутреннего аудита и контроля ОАО «Россети» в начале 2014 года была проведена внутренняя оценка состояния СУРиВК по итогам деятельности за 2013 год. Результаты данной оценки были предварительно рассмотрены Комитетом по аудиту при Совете директоров Общества и утверждены Советом директоров Общества.
Основные выводы по итогам оценки:
- уровень развития (зрелости) СУРиВК в целом по Группе компаний Россети исходя из уровней, установленных Стратегией, можно определить как находящийся между «удовлетворительным» (3) и «умеренным» (4).
Во втором квартале 2015 года Внутренним аудитором Общества – Дирекцией внутреннего аудита проводилась оценка СУРиВК в ОАО «Россети» и его ДЗО по итогам 2014 года, результаты которой будут рассмотрены Советом директоров Общества с предварительным рассмотрением на Комитете по аудиту при Совете директоров Общества и раскрыты в установленном порядке.
Аудитором Группы компаний Россети ООО «Эрнст энд Янг» в рамках исполнения договоров на проведение обязательного внешнего аудита отчетности ОАО «Россети» и ДЗО по стандартам РСБУ по итогам 2014 года по отдельному заданию была проведена внешняя оценка системы внутреннего контроля. В соответствии с отчетом Аудитора:
– методологическое и организационное обеспечение системы внутреннего контроля и системы управления рисками ОАО «Россети» и ДЗО достаточно и в целом соответствует требованиям, предъявляемым к такой документации нормативно-правовыми актами и сложившейся бизнес-практикой;
– в Группе компаний Россети внедрен адекватный механизм для определения бизнес- и финансовых рисков;
– применяемые элементы внутреннего контроля направлены на построение эффективной системы внутреннего контроля над процессом ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Следующая внешняя оценка состояния и эффективности функционирования системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита будет проводиться в Обществе в 2016 году с привлечением на конкурсной основе независимых консультантов.