Основные подходы к взаимодействию с заинтересованными сторонами
Взаимодействие с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) является одним из стратегических направлений обеспечения устойчивого развития Группы компаний Россети.
В 2014 году была утверждена Политика взаимодействия с обществом, потребителями и органами власти ОАО «Россети». Она предусматривает клиентоориентированный подход и повышение уровня доверия со стороны потребителей.
Компания определила круг заинтересованных сторон, проведя оценку их влияния на текущую деятельность и стратегическое развитие ОАО «Россети». Также учитывалась сложившаяся практика взаимодействия Общества с внешними стейкхолдерами. Другие критерии — зависимость от результатов работы электросетевого комплекса, степень взаимного влияния и пересечения интересов, а также регулярность взаимодействия.
Взаимодействие ОАО «Россети» со стейкхолдерами базируется на следующих принципах:
- соблюдение требований законодательства и других обязательств, принятых Обществом;
- учет интересов и ожиданий стейкхолдеров;
- информационная прозрачность;
- оценка результативности и постоянное улучшение деятельности.
Благодаря отлаженной системе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами Компания осведомлена о мнениях, интересах и пожеланиях стейкхолдеров. Для урегулирования возникающих вопросов ОАО «Россети» организовывает встречи и ведет конструктивный диалог со стейкхолдерами. Общество придерживается открытости в информационной политике, предоставляя заинтересованным сторонам существенные и полные сведения. Компания использует различные каналы раскрытия информации, а также предоставляет несколько форм обратной связи (горячая линия, сайт, мониторинг публикаций СМИ, личные встречи). Практика постоянного взаимодействия и эффективного реагирования при работе со стейкхолдерами позволяет Компании исключить большинство нефинансовых рисков из своей деятельности, таким образом обеспечив свое устойчивое развитие.
Инструментарий корпоративной социальной ответственности включает:
- определение и ранжирование стейкхолдеров;
- составление «карты стейкхолдеров»;
- выявление и мониторинг рисковых ситуаций;
- сценарный анализ поведения и взаимодействия Компании со своими стейкхолдерами;
- разработка проектов Компании, направленных на стейкхолдеров и на конструктивное взаимодействие с ними;
- проведение ежегодных открытых диалогов в рамках процесса подготовки нефинансовой отчетности, включающих освещение и обсуждение проблем и успехов Компании.
Ключевые заинтересован- ные стороны ОАО «Россети» |
Ключевые каналы коммуникации с заинтересованными сторонами |
Раскрытие существенной для заинтересованных сторон информации в Отчете, главы |
---|---|---|
Акционеры и инвесторы, финансовое сообщество |
|
2. Информация о Компании 4. Взаимодействие с заинтересованными сторонами 7. Система внутреннего контроля и управления рисками 8. Репутационная политика Компании и управление интегрированными коммуникациями 9. Экономическое воздействие |
Образовательные учреждения и научные исследовательские центры |
|
6. Взаимодействие с обществом 11. Развитие кадрового потенциала |
Организации гражданского общества (НКО и ассоциации) |
|
3. Модель социальной ответственности и корпоративного устойчивого развития ОАО «Россети» 4. Взаимодействие с заинтересованными сторонами 11. Экологическая ответственность и охрана окружающей среды |
Отраслевое сообщество рынка электроэнергетики и деловое сообщество |
|
2. Информация о Компании 7. Система внутреннего контроля и управления рисками 9. Экономическое воздействие 10. Практика закупок |
Потребители услуг по передаче электроэнергии и заявители по технологическому присоединению |
|
5. Взаимодействие с потребителями |
Работники Компании и электропрофсоюз |
|
6. Взаимодействие с обществом 11. Развитие кадрового потенциала |
Средства массовой информации |
|
8. Репутационная политика компании и управление интегрированными коммуникациями |
Федеральные и региональные органы власти Российской Федерации |
|
2. Информация о Компании 4. Взаимодействие с заинтересованными сторонами 7. Система внутреннего контроля и управления рисками 9. Экономическое воздействие |
Общество |
|
6. Взаимодействие с обществом 11. Экологическая ответственность и охрана окружающей среды |
Взаимодействие с органами власти и общественными организациями
Являясь инфраструктурной компанией с государственным участием, ОАО «Россети» активно взаимодействует с органами государственной законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Выстроенная система сотрудничества позволяет Компании обеспечивать свою финансово-экономическую устойчивость посредством оперативного реагирования на затрагивающие деятельность Компании изменения в нормативно-правовой базе.
Общество реализует Стратегию развития электросетевого комплекса¹, планы и «дорожные карты» федеральных органов исполнительной власти, в том числе «дорожную карту «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»².
Компания также является объектом проверок со стороны государственных регулирующих органов.
Система взаимодействия Общества с госорганами обеспечивается рядом механизмов и осуществляется на плановой основе. Проводится постоянный мониторинг правового пространства. Формирование консолидированной позиции Общества по совершенствованию нормативной базы находится в компетенции специально созданного постоянно действующего коллегиального органа — Комиссии по нормотворческой деятельности ОАО «Россети».
¹ Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р.
² Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р.
Госорган | Основная функция |
---|---|
Правительство РФ | Стратегия развития |
Министерство энергетики | Инвестиционная программа и надежность электроснабжения |
Министерство экономического развития | Макроэкономические параметры |
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) Региональная энергетическая комиссия (РЭК) | Тарифное регулирование |
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) | Антимонопольное регулирование |
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) | Корпоративное управление |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) | Технический контроль |
Взаимодействие с органами государственной власти осуществляется по следующим основным вопросам:
- обеспечение надежности энергоснабжения потребителей и повышение качества поставляемых услуг по передаче электрической энергии;
- платформа функционирования электроэнергетики и электросетевого комплекса и рынков электрической энергии (мощности);
- ценовое регулирование (определение тарифов на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение);
- перспективное развитие энергетики и технологического присоединения;
- регулирование инвестиционной деятельности организаций электросетевого комплекса и строительства объектов электросетевого хозяйства;
- обеспечение эксплуатации электросетевых объектов;
- обеспечение энергетической, технологической, промышленной и экологической безопасности объектов электроэнергетики;
- регулирование земельного и градостроительного законодательства в части предоставления земельных участков для размещения линейных объектов электросетевого хозяйства;
- регулирование деятельности субъектов естественных монополий и антимонопольное регулирование, включая вопросы раскрытия информации о деятельности Компании.
В рамках взаимодействия с органами власти ОАО «Россети» занимает активную позицию в разработке законодательных и нормативных актов. Компания готовит и направляет замечания, предложения и поправки к текстам проектов документов, работники Компании выступают в качестве экспертов при разработке органами власти предложения по внесению изменений в законодательство. Представители Общества регулярно участвуют в парламентских слушаниях, круглых столах, конференциях, совещаниях, рабочих группах по вопросам совершенствования правовой базы.
В 2014 году в органы государственной власти направлено 130 писем с предложениями по совершенствованию законодательства.
Основные предложения направлялись в законодательство об электроэнергетике, о функционировании розничных рынков электроэнергии и технологическом присоединении к электрическим сетям, о ценообразовании на электрическую энергию, об инвестпрограммах. Также были затронуты вопросы земельного и градостроительного законодательства.
Компания наиболее тесно сотрудничает с комитетами Государственной Думы по энергетике, по вопросам собственности, по земельным отношениям и строительству, по промышленности, по экономической политике, по инновационному развитию и предпринимательству и с комитетом Совета Федерации по экономической политике. Представители Общества входят в экспертные советы и секции, созданные при комитетах.
В 2014 году в законодательных органах власти был проведен ряд значимых тематических мероприятий при участии ОАО «Россети»:
- круглый стол в Совете Федерации на тему «Российский электросетевой комплекс: стратегия развития и ее законодательное обеспечение»;
- расширенное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Перспективы развития распределенной энергетики, ее место и роль в современной энергетической структуре»;
- расширенное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Роль ОАО „Россети“ в развитии отечественного электросетевого комплекса»;
- круглый стол в Государственной Думе на тему «Нормативное регулирование и принципы инвестирования в проекты ВИЭ в „изолированных“ регионах России на основе государственно-частного партнерства»;
- круглый стол по проекту ФЗ «О профессиональных инженерах в Российской Федерации»;
- заседания секции экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике на тему: «Пути решения проблем функционирования ТЭЦ в рыночных условиях»;
- заседания экспертной секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» Консультативного Совета Комитета по энергетике Государственной Думы.
Помимо взаимодействия с органами власти, ОАО «Россети» активно участвует в общественных обсуждениях проектов с целью выработки общей позиции отраслевых организаций. Компания тесно сотрудничает с отраслевыми и общественными организациями, объединениями, ассоциациями, среди которых:
- АНО «Агентство стратегических инициатив»;
- Российский союз промышленников и предпринимателей;
- Торгово-промышленная палата;
- экспертные сообщества;
- координационные и экспертные советы по вопросам энергетики и ЖКХ.
Взаимодействие с инвесторами
В Обществе существуют два специальных подразделения, отвечающих за взаимодействие с акционерами и инвесторами: Управление взаимодействия с акционерами и инвесторами и Отдел обеспечения прав акционеров Департамента корпоративного управления и взаимодействия с акционерами и инвесторами.
В своей работе с акционерами и представителями инвестиционного сообщества ОАО «Россети» придерживается важной задачи — повышения инвестиционной привлекательности Компании, в том числе за счет увеличения информационной прозрачности, реализации стабильной дивидендной политики, повышения ликвидности ценных бумаг Компании.
Компания внедряет единую политику по взаимодействию с акционерами и инвесторами в электросетевом комплексе. В частности, проводятся ежегодные семинары для сотрудников служб по взаимодействию с акционерами и инвесторами электросетевого комплекса России, нацеленные на повышение квалификации и профессионального уровня специалистов в области взаимодействия с акционерами дочерних компаний ОАО «Россети», осуществляется проверка своевременности и полноты раскрытия информации на сайтах компаний.
Компанией в полной мере выполняются предписания законодательства по раскрытию информации. Кроме того, поддерживается постоянный диалог с акционерами, инвесторами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Для этого Управление взаимодействия с акционерами организует встречи, телефонные конференции, презентации стратегических планов и результатов деятельности. Осуществляется подготовка ответов на запросы, организована «горячая линия» для акционеров, на сайте существует специальная форма обратной связи.
В настоящее время аналитическое покрытие акций Компании осуществляют 13 инвестиционных банков и компаний. Общество работает над увеличением аналитического покрытия.
Управление взаимодействия с акционерами Компании регулярно проводит встречи по результатам публикации деятельности Компании, организует выездные мероприятия для представителей инвестиционного сообщества, участвует в инвестиционных конференциях российских и зарубежных инвестбанков.
В 2014 году Управлением взаимодействия с акционерами был проведен ряд встреч с представителями инвестиционного сообщества.
Наименование мероприятия | Банк-организатор |
---|---|
Ежегодная международная конференция эмитентов депозитарных расписок | BNY Mellon |
Инвестиционная конференция | Raiffeisen Bank |
Инвестиционная конференция | Газпромбанк |
Ежегодная инвестиционная конференция «Россия — взгляд изнутри» | Сбербанк CIB |
VI ежегодный инвестиционный форум | ВТБ Капитал |
День энергетики |
ФГ БКС |
Важным инструментом раскрытия информации является ежегодная публикация годового отчета и отчета о социальной ответственности и корпоративном устойчивом развитии. В 2014 году эксперты высоко оценили усилия Компании в этой области. Компания стала победителем XVII ежегодного федерального конкурса годовых отчетов и корпоративных сайтов, организованного Московской биржей и медиа-группой РЦБ. ОАО «Россети» было также признано лидером по представлению фактора устойчивого развития в годовом отчете за 2013 год в рамках обзора лучших практик раскрытия информации в годовых отчетах, ежегодно проводимом рейтинговым агентством «Эксперт РА».
Международное сотрудничество
В 2014 году ОАО «Россети» продолжило активное развитие международного сотрудничества с мировым энергетическим сообществом.
В рамках взаимодействия с иностранными энергосистемами в 2014 году был разработан и подписан ряд документов. Среди них — соглашение по использованию пропускной способности, организации учета перетоков и эксплуатации с финской компанией Fingrid Oyj. Данный проект стартовал в 2008 году. В отчетном году Общество успешно завершило пробные испытания двусторонней передачи электроэнергии между Россией и Финляндией. Реализация этого стратегического проекта повысит надежность энергосистемы Северо-Западного федерального округа.
Было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве с государственным производственным объединением «Белэнерго» в сфере развития электросетевых комплексов России и Беларуси, в том числе в области подготовки персонала, передачи опыта эксплуатации объектов электросетевого комплекса, применения новых технологий и развития интеллектуальных сетей.
В рамках параллельной работы с энергосистемами государств «энергетического кольца» БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия и Литва) было разработано новое Положение по планированию межгосударственных перетоков электроэнергии с учетом торгов на рынках стран Балтии.
Консультативным Комитетом Евразийской экономической Комиссии была одобрена Концепция формирования общего рынка электроэнергии для России, Казахстана и Беларуси в рамках договора о создании Евразийского экономического Союза.
В 2014 году ОАО «Россети» активно участвовало в деятельности Комиссии по оперативно-технологической координации совместной работы энергосистем стран СНГ и Балтии и в рабочих группах Исполнительного комитета Электроэнергетического совета СНГ1. Важнейшим направлением деятельности комитета является создание правового пространства государств — участников СНГ в области электроэнергетики, а также осуществление скоординированных усилий для обеспечения устойчивого и надежного электроснабжения государств — участников.
В 2014 году руководство Общества приняло участие в ряде мероприятий, организованных Мировым энергетическим Советом (далее — МИРЭС), в частности, в конференции мировых лидеров сектора энергетики в городе Абу-Даби (ОАЭ). Основной темой мероприятия стало обсуждение энергетической интеграции, которая позволит повысить энергоэффективность и надежность национальных энергосистем за счет получения доступа к мощностям государств-партнеров в аварийных ситуациях.
Важным мероприятием МИРЭС стал Саммит лидеров мировой энергетики в городе Картахена (Колумбия), на котором обсуждались итоги проделанной работы по созданию национальных комитетов МИРЭС в странах СНГ и прочие проекты в рамках межгосударственного партнерства.
Важным шагом в расширении взаимодействия ОАО «Россети» и МИРЭС в 2014 году стало вступление Компании в Российский национальный комитет Мирового энергетического Совета. В планах Общества продолжить работу по формированию Евразийского комитета МИРЭС, а также привлечение новых стран к участию в Мировом энергетическом Совете.